Актуальность

В настоящее время в нашей стране и в большинстве стран мира, наблюдается увеличение числа людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное обучение инвалидов – это важная сфера образования, позволяющая людям с ограниченными возможностями обрести независимость и экономическую самостоятельность, обеспечить возможность интеграции их в общество. Действующие льготы при поступлении в учебное заведение не снимают проблему получения образования студентов с ОВЗ, возникают финансовые, социальные и психологические барьеры. Условия, необходимые для беспрепятственного обучения часто отсутствуют или недостаточны. Люди с ОВЗ часто не могут самостоятельно сделать выбор специальности и места обучения даже при желании дальнейшего обучения.

Исследования абитуриентов и студентов с ОВЗ выявили эмоциональную дезадаптацию и низкую мотивацию. К основным причинам повышенного эмоционального напряжения можно отнести: недостаточные коммуникативные навыки, повышенную  тревожность, низкую школьную подготовку и самооценку. При проведении профориентации студентов с ОВЗ мы учитываем, что многие профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии; недостаточно развито самосознание; недостаток жизненного опыта порождает ошибки в выборе профессии.

ГБПОУ ЛО « Волховский алюминиевый колледж « проводит обучение детей по профессиям  «Повар» и « Слесарь по ремонту автомобилей».

Образование людей с ОВЗ - трудное испытание и в большинстве зависит от усилий и поддержки родителей, семьи.

Практическая значимость

В результате целенаправленного социально-психологического сопровождения студентов с момента поступления до выпускных экзаменов определяются пути и методы их поддержки и развития, создаются условия социальной значимости для студентов с ОВЗ, приобретаются дополнительные навыки социальной жизни, удовлетворяется личная образовательная потребность, что выведет личность на новый уровень, научит быть самостоятельным, самому заботиться о себе. Особое внимание в процессе обучения  уделяется ориентации на получение востребованных на современном рынке труда профессий.

Цель

Психологическая помощь, поддержка и сопровождение в профессиональной подготовке и самоопределении студентов с ОВЗ. Предоставление инвалидам психологических услуг в соответствии с возможностями их здоровья.

Для достижения целей решаются следующие задачи:

1.    Содействие профессиональному самоопределению и сознательному выбору профессии, рациональному поиску информации и грамотному трудоустройству с учётом состояния здоровья и особенностей региона.

2.    Обеспечение психологической поддержки и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса в реализации профессионального обучения студентов с ОВЗ в колледже.

3.    Обеспечение психологической помощи и содействие развитию активной жизненной позиции студентов-инвалидов в соответствии со структурой дефекта и возможностями здоровья.

4.    Развитие системы информирования, системы сотрудничества между различными структурами города в сфере психологической адаптации инвалидов, их профессиональной подготовки и трудоустройства.

Целевые группы и направления работы

Профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами. Диагностика профессиональных намерений и предпочтений абитуриентов; выявление наклонностей, способностей и возможностей абитуриентов с ОВЗ для выбора специальности и соответствующих методов обучения в колледже. Предпрофессиональная социально-психологическая адаптация: психологическая поддержка и помощь, развитие социально-коммуникативных навыков. Вовлечение абитуриентов в групповые мероприятия с целью создания коммуникативных связей и развития готовности к активному обучению.

Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ. Создание равного доступа студентов-инвалидов к полноценному и качественному получению психологической помощи и поддержки; создание безбарьерной информационно-образовательной среды с использованием современных технологий. Выявление потенциала студентов с ОВЗ). Индивидуальный план обучения для совмещения интересов, способностей, профессиональных склонностей и физических возможностей. Упражнения и тренинги по формированию адекватного отношения к себе, развитию способности к решению собственных проблем, выработке установки на независимый образ жизни, развитию эмоциональной устойчивости.

Психологическое сопровождение студентов-выпускников с ОВЗ. Поддержка и помощь в преодолении барьеров, возникающих в процессе поиска работы и трудоустройстве. Обучение технологиям поиска работы и основным навыкам самопрезентации.

Работа с педагогами. Психологическое просвещение преподавателей, помощь в определении образовательного маршрута,  совершенствования межличностного взаимодействия при обучении студентов с ОВЗ. Консультирование участников образовательного процесса (преподавателей, администрации) по вопросам сопровождения и обучения студентов-инвалидов позволяет скоординировать работу, направить ее в наиболее эффективное русло.

Работа с родителями и семьей студентов-инвалидов. Просветительская деятельность направлена на повышение психолого-педагогической культуры, родительской компетентности, принятия образовательного маршрута и условий обучения, ориентация на успех в достижении целей и эмоциональный комфорт в семье.