Стародубов Сергей Михайлович,

преподаватель Волховского алюминиевого колледжа

Одним из важных условий, обеспечивающих качество профессионального образования, является активизация познавательной деятельности студентов. Познавательная деятельность выступает при этом как качество личности будущего специалиста и является важным условием его самореализации. Познавательная активность студентов в учебном процессе связана, в первую очередь, с мотивацией учебной деятельности. Положительная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности или недостаточный запас знаний, умений и навыков. Активная учебная деятельность студента дает ему возможность из пассивного объекта учебной деятельности стать субъектом обучения. Именно поэтому от активности студента как субъекта учебной деятельности зависит результативность обучения в целом [2].

Активизация познавательной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько быстро студент овладеет методами познавательной деятельности и адаптируется к условиям образовательного процесса в  профессиональной образовательной организации. В связи с этим возникает необходимость создания такой образовательной ситуации на учебном занятии, которая позволит студенту овладеть навыками самостоятельной активной учебной деятельности [2]. Причем используемые педагогом формы организации учебной деятельности, методы и приёмы обучения должны обеспечивать творческое развитие личности, способствовать реализации на практике активной позиции студента.Необходимы активные формы и методы организации учебной деятельности студентов, стимулирующие их познавательную активность.

Особенностью среднего профессионального образования является его высокая практикоориентированность. Поэтому особое значение приобретает активизация познавательной деятельность студентов на практических занятиях [3]. Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений [1], являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций.

В системе профессиональной подготовки студентов практические работы занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.

Для эффективной организации познавательной деятельности студентов на практическом занятии педагогу необходимо решить ряд задач, таких как:

♦подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание студентами теоретического материала, который был изложен на лекциях.

♦ выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, пре­
подаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся; что дает ее решение студентами для овладения темой.

♦ решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача,
предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана).

♦ распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

♦ подбор иллюстративного материала (примеров, плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведения и используемые формы и методы должны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей студентов данной группы. Это касается рас­пределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для ре­шения.

Современные образовательные технологии позволяют при проведении практических занятий оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия, организовать активную деятельность студентов при решении учебных задач и, соответственно, получать высокие качественные образовательные результаты. С учётом требований современного производства важно использовать такие методы и приёмы организации учебной деятельности, которые обеспечат развитие у студентов самостоятельности, с одной стороны, и позволят им овладеть актуальными способами решения профессиональных задач, с другой.

В качестве примера можно рассмотреть использование метода решения практических (производственных) задач. В соответствии с ФГОС СПО, специальность 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» старший техник-механик должен уметь определять напряжения в конструкционных элементах. В рабочей программе дисциплины «Техническая механика» предусмотрено проведение практических работ, шесть из которых по определению реакций в опорах балки, нагруженных внешними изгибающими силами и моментами, построение эпюр поперечных сил и эпюр изгибающих моментов.

В Волховском алюминиевым колледже в 2015 году разработано методическое пособие «Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов с использованием формул и графиков программы Excel», (для студентов 2-го курса специальностей 15.02.01; 23.02.03; 08.02.09). С целью повышения мотивации, интереса и активности студентов при выполнении работ, взамен «скучного» расчета по определенному алгоритму, на занятии предлагается проверить решение задач на компьютере в программе Microsoft Office Excel. Использование компьютерных программ позволяет заменить ручные математические расчеты на автоматизированные, стимулируя освоение студентами современных производственных технологий.

При выполнении работы происходит изучение и запоминание последовательности расчета, используемых формул, устанавливаются исходные данные для расчета, что способствует более глубокому и качественному освоению знаний методики расчета и умений применять эту методику. В процессе решения практических задач у студента есть возможность провести исследование параметров рационального нагружения балки с целью определения минимального изгибающего момента. Можно сказать, что овладение способами практической деятельности реализуется путем совершенствования процесса решения задач: логико-познавательный анализ задачной ситуации, конструирование способа решения, оценивание достоверности и точности решения. 

Организация и проведение практических занятий с использованием комплекса производственных задач дает возможность студентам проявить и усовершенствовать аналитические навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и повысить свою самооценку как будущего специалиста. Всё это в итоге повышает интерес студентов на практическом занятии и стимулирует их познавательную активность [4].

Со стороны преподавателя, использование методического пособия, включающего в себя комплекс практических (производственных) задач, позволяет повысить качество и уменьшить время проверки работы выполненной студентом, тем самым повышая эффективность проведения практических занятий по данной тематике.

Расчет 2-х опорной балки, нагруженной 2-мя внешними силами, приведен на рис.1.

starodubov1

starodubov2

Рис.1 Расчет балки

Список литературы.

  1. 1.Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 "О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования".
  2. 2.Блинова А.В. Самостоятельность студента как условие обеспечения качества профессионального образования. // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. № 1. – 2017.– С 81-85
  3. 3.Петровец Э.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся//Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]URL: http://festival.1september.ru/articles/583097.
  4. 4.Савченко Т. В. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14520.htm.