Печать

Стародубов Сергей Михайлович,

преподаватель Волховского алюминиевого колледжа

Одним из важных условий, обеспечивающих качество профессионального образования, является активизация познавательной деятельности студентов. Познавательная деятельность выступает при этом как качество личности будущего специалиста и является важным условием его самореализации. Познавательная активность студентов в учебном процессе связана, в первую очередь, с мотивацией учебной деятельности. Положительная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности или недостаточный запас знаний, умений и навыков. Активная учебная деятельность студента дает ему возможность из пассивного объекта учебной деятельности стать субъектом обучения. Именно поэтому от активности студента как субъекта учебной деятельности зависит результативность обучения в целом [2].

Активизация познавательной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько быстро студент овладеет методами познавательной деятельности и адаптируется к условиям образовательного процесса в  профессиональной образовательной организации. В связи с этим возникает необходимость создания такой образовательной ситуации на учебном занятии, которая позволит студенту овладеть навыками самостоятельной активной учебной деятельности [2]. Причем используемые педагогом формы организации учебной деятельности, методы и приёмы обучения должны обеспечивать творческое развитие личности, способствовать реализации на практике активной позиции студента.Необходимы активные формы и методы организации учебной деятельности студентов, стимулирующие их познавательную активность.

Особенностью среднего профессионального образования является его высокая практикоориентированность. Поэтому особое значение приобретает активизация познавательной деятельность студентов на практических занятиях [3]. Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений [1], являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций.

В системе профессиональной подготовки студентов практические работы занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Поэтому практические занятия должны выполнять не только познавательную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающихся как творческих работников.

Для эффективной организации познавательной деятельности студентов на практическом занятии педагогу необходимо решить ряд задач, таких как:

♦подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание студентами теоретического материала, который был изложен на лекциях.

♦ выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, пре­
подаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся; что дает ее решение студентами для овладения темой.

♦ решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача,
предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана).

♦ распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

♦ подбор иллюстративного материала (примеров, плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведения и используемые формы и методы должны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей студентов данной группы. Это касается рас­пределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для ре­шения.

Современные образовательные технологии позволяют при проведении практических занятий оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия, организовать активную деятельность студентов при решении учебных задач и, соответственно, получать высокие качественные образовательные результаты. С учётом требований современного производства важно использовать такие методы и приёмы организации учебной деятельности, которые обеспечат развитие у студентов самостоятельности, с одной стороны, и позволят им овладеть актуальными способами решения профессиональных задач, с другой.

В качестве примера можно рассмотреть использование метода решения практических (производственных) задач. В соответствии с ФГОС СПО, специальность 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» старший техник-механик должен уметь определять напряжения в конструкционных элементах. В рабочей программе дисциплины «Техническая механика» предусмотрено проведение практических работ, шесть из которых по определению реакций в опорах балки, нагруженных внешними изгибающими силами и моментами, построение эпюр поперечных сил и эпюр изгибающих моментов.

В Волховском алюминиевым колледже в 2015 году разработано методическое пособие «Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов с использованием формул и графиков программы Excel», (для студентов 2-го курса специальностей 15.02.01; 23.02.03; 08.02.09). С целью повышения мотивации, интереса и активности студентов при выполнении работ, взамен «скучного» расчета по определенному алгоритму, на занятии предлагается проверить решение задач на компьютере в программе Microsoft Office Excel. Использование компьютерных программ позволяет заменить ручные математические расчеты на автоматизированные, стимулируя освоение студентами современных производственных технологий.

При выполнении работы происходит изучение и запоминание последовательности расчета, используемых формул, устанавливаются исходные данные для расчета, что способствует более глубокому и качественному освоению знаний методики расчета и умений применять эту методику. В процессе решения практических задач у студента есть возможность провести исследование параметров рационального нагружения балки с целью определения минимального изгибающего момента. Можно сказать, что овладение способами практической деятельности реализуется путем совершенствования процесса решения задач: логико-познавательный анализ задачной ситуации, конструирование способа решения, оценивание достоверности и точности решения. 

Организация и проведение практических занятий с использованием комплекса производственных задач дает возможность студентам проявить и усовершенствовать аналитические навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и повысить свою самооценку как будущего специалиста. Всё это в итоге повышает интерес студентов на практическом занятии и стимулирует их познавательную активность [4].

Со стороны преподавателя, использование методического пособия, включающего в себя комплекс практических (производственных) задач, позволяет повысить качество и уменьшить время проверки работы выполненной студентом, тем самым повышая эффективность проведения практических занятий по данной тематике.

Расчет 2-х опорной балки, нагруженной 2-мя внешними силами, приведен на рис.1.

starodubov1

starodubov2

Рис.1 Расчет балки

Список литературы.

  1. 1.Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 "О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования".
  2. 2.Блинова А.В. Самостоятельность студента как условие обеспечения качества профессионального образования. // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. № 1. – 2017.– С 81-85
  3. 3.Петровец Э.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся//Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]URL: http://festival.1september.ru/articles/583097.
  4. 4.Савченко Т. В. К вопросу о развитии познавательной самостоятельности студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14520.htm.
Просмотров: 1102